Луганский трамвай – легенда, он имеет давнюю историю. Ещё в 1899 году на заседании Городской думы рассматривался проект инженера Кульжинского о введении в эксплуатацию электрического трамвая в Луганске, но он был отвергнут. Тогда идея трамвая показалась фантастической и очень дорогой, люди перемещались подводами и пешком по брусчатке, досчатым настилам и вечной пыли. И только в 1932 году на заседании президиума Луганского городского Совета был рассмотрен проект строительства трамвая в городе Луганске.




Выдержка из протокола № 23 заседания президиума Луганского городского Совета от 01.09.1932 «Проект будівництва трамваю у м. Луганському»

Основание: Р-693, оп.1, д. 208, л.л. 309, 311, 312


Выдержка из протокола № 53/538 заседания Секретариата Всеукраинского Центрального Исполнительного Комитета от 08.10.1932 «Доповіді Криворізької та Луганської міських рад про реалізацію вирішень ІІІ сесії ВУЦВК про комунальне господарство»

Основание: Р-693, оп.1, д. 210, л.л. 26, 30, 36


Выдержка из протокола № 1 заседания президиума Луганского городского Совета от 02.01.1933 «Проект трамваю в м. Луганському»

Основание: Р-693, оп.1, д. 256, л.л. 1, 13, 19


Выдержка из протокола № 15 заседания президиума Луганского горсовета от 07.05.1933 «Титульний список на побудову трамваю в м. Луганскьому»

Основание: Р-693, оп.1, д. 252, л.л. 22, 35, 38


Протокол № 22 Постановления президиума Донецкого областного исполкома от 01.08.1933 «О дополнительном распределении сумм 1.121.0 тыс. руб. на коммунальное строительство 1933 года»

Основание: Р-693, оп.1, д.223, л.221


Выдержка из протокола № 31 заседания президиума Донецкого областного исполкома от 25.10.1933 «Про план житлового і комунального будівництва на ІV квартал»

Основание: Р-693, оп.1, д. 241, л.л. 9, 11, 11 об., 16 об.


Выдержка из протокола № 40 заседания президиума Луганского городского совета от 21.11.1933 «Про будівництво трамваю»

Основание: Р-693, оп.1, д.244, л.л. 28, 44, 57


Постановление Президиума Донецкого областного исполкома от 25.11.1933 «О выделении дополнительных средств на коммунальное строительство гор. Луганска»

Основание: Р-693, оп.1, д.223, л.377


В первый день мая в далеком 1934 году в самом центре Луганска, тогда это была Красная площадь, произошло историческое событие – тысячи горожан собрались, чтобы увидеть собственными глазами пуск первого в областном центре трамвая. Трамвайный маршрут был протяжённостью 7,2 км и соединял завод «ОР» с Лутовиновским поселком (ныне район 3-го километра). В июле 1934 года трамвай ежедневно перевозил 30 тысяч пассажиров. За проезд всей линии была установлена плата 30 копеек, а за проезд от конечных пунктов до центра города (Большой базар) – 15 копеек. Спустя некоторое время было принято решение ввести единый тариф оплаты за проезд – 15 копеек. Жители города оценили преимущества, как тогда говорили, «пролетарского» транспорта – простого и доступного. Желающих ехать, как правило, было больше, чем могли вместить трамвайные вагоны. Некоторые пассажиры буквально висели на подножках, кое-кто умудрялся ехать даже на крышах, благо скорость трамвая была небольшой, а трудовой люд неприхотлив. «Лучше плохо ехать, чем хорошо идти», – эта нехитрая поговорка была тогда очень популярна.



Выдержка из материалов о ходе работ коммунального строительства по состоянию на 10.02.1934

Основание: Р-693, оп.1, д. 317, л.л. 17, 18


Протокол совещания по коммунальному строительству при Луганском Горсовете от 13.02.1934 «О составлении проектно-сметных материалов на 1934 год»

Основание: Р-693, оп.1, д. 277, л.14


Постановление объединенного заседания Бюро Горпаркома и Президиума Горсовета от 17.04.1934 «Об окончании отдельных объектов коммунально-жилищного и культ-бытового строительства к 1-му Мая»

Основание: Р-693, оп.1, д.317, л.68


Выдержка из протокола № 23 заседания президиума Луганского городского совета рабоче-крестьянских и красноармейских депутатов Донецкой области от 23.09.1934 «Про терміни закінчення робіт по комунальному будівництву»

Основание: Р-693, оп.1, д. 317, л.105


Телеграмма Луганского городского Совета от 05.11.1934 о выполнении Октябрьской программы по коммунально-жилищному строительству

Основание: Р-693, оп.1, д.317, л.143


«Луганщина в цифрах» к отчету Горсовета за период 1931-1934 годы

Основание: Р-693, оп.1, д.317, л.л.128, 133


К 1935 году было добавлено еще два участка маршрута трамвая: завод «ОР» – городок завода «ОР», завод «ОР» – поселок Малая Вергунка. Через полгода были введены в эксплуатацию ещё две линии и началось строительство трамвайного депо. За период 1931-1935 гг. было построено 23,4 км путей и 25 вагонов.


Выдержка из протокола № 2 заседания президиума Луганского городского Совета рабоче-крестьянских и красноармейских депутатов Донецкой области от 05.01.1935 «Титульний список першочергового будівництва»

Основание: Р-693, оп.1, д.323, л.1


Выдержка из протокола № 3 заседания Президиума Луганского городского совета от 02.02.1935 «Проект будівництва трамваю, який об'єднає вокзал з 2-ою прохідною заводу «ЖР»

Основание: Р-693, оп.1, д. 355, л.л. 25, 28, 57


Выдержка из протокола № 6 заседания президиума Луганского горсовета от 28.02.1935 «Тарифы на коммунуслуги в 1935 году»

Основание: Р-693, оп.1, д. 355, л.л. 68, 71, 81


Выдержка из протокола № 9 заседания Президиума Луганского горсовета от 02.04.1935 «Хід робіт по укладанню трамвайного шляху у Камброді»

Основание: Р-693, оп.1, д. 355, л.л. 107, 113 об., 124 об.


Выдержка из протокола № 11 заседания Президиума Луганского горсовета от 04.05.1935 «Про зачинення проїзду по вул. Кірова»

Основание: Р-693, оп.1, д. 355, л.л. 141, 147 об., 150 об.


Акт предварительной приемки построенной трамвайной линии 2-й очереди от Вокзала до площади им. Ленина в Кировском районе через улицы 1-го Мая, Заречную и ул. им. Артема в г. Луганске

Основание: Р-693, оп.1, д.403, л.л.46-50


Акт Комиссии об осмотре электрической части вновь построенного трамвая в Кировском районе от 14.06.1935

Основание: Р-693, оп.1, д.403, л.л.51-54


Протокол заключительного заседания Комиссии Горсовета по приемке трамвая в Кировском районе от 15.06.1935

Основание: Р-693, оп.1, д.403, л.45



Докладная записка от 03.09.1935 президиуму Луганского горсовета об отчуждении под строительство трамвайного парка территории бывшего спиртоочистительного завода по ул. Кирова, 113

Основание: Р-693, оп.1, д.403, л.58


Выдержка из протокола № 30 заседания Президиума Луганского горсовета от 11.09.1935 «Про роботу міської залізниці»

Основание: Р-693, оп.1, д. 355, л.л. 453, 458, 470.


Выдержка из протокола № 30 заседания Президиума Луганского горсовета от 11.09.1935 «Про вилучення земельної дільниці в користування горільчано-очищувального заводу, що знаходиться по вул. Кирова під № 113 та вивласнення будівель таких, що знаходяться на цій дільниці і передачі їх Міськомгоспу для збудування на цій дільниці трамвайного парку»

Основание: Р-693, оп.1, д. 355, л.л. 453, 459, 470.


Постановление президиума Луганского городского Совета от 22.09.1935 «Про необхідність забезпечити учнів шкіл пільговим проїздом міським трамваем»

Основание: Р-693, оп.1, д.403, л.68


Письмо Управляющего Луганских Городских железных дорог при Городском Совете от 27.09.1935 о снижении стоимости проезда в трамвае учащимся

Основание: Р-693, оп.1, д.403, л.67


Письмо Мострамвайтреста от 17.10.1935 о передаче Луганскому Горсовету двух трамвайных поездов

Основание: Р-693, оп.1, л.90


Выдержка из протокола № 36 заседания Президиума Луганского городского совета от 02.11.1935 года «Про пуск трамвайної лінії від базару до ЛІПО»

Основание: Р-693, оп.1, д. 355, л.л. 548, 551, 556.


Выдержка из протокола № 42 заседания Президиума Ворошиловградского горсовета от 31.12.1935 «Про траси трамвайних ліній для будівництва в 1936 році по 4-й Донецькій вулиці з вихідом на вул. Фрунзе у 3-ої прохідної заводу «ЖР», на Кировському районі від рогу Зарічної вулиці по вул. Артема до П.К. ї О. з необхідністю частичного розбирання бруку по вул. Артема та знесенням домобудівель в крайній необхідністі»

Основание: Р-693, оп.1, д. 355, л.л. 677, 685.


Пояснительная записка к выбору вариантов трамвайного маршрута в районе городка завода 60

Основание: Р-693, оп.1, д.403, л.102


Трамвай работал даже когда город был в немецкой оккупации. В октябре 1943 года, практически сразу после освобождения области, было принято решение об охране всех трамвайных путей в городе, а в марте 1944 года была пущена в эксплуатацию первая очередь трамвая. Уже в мае 1944 года все довоенные маршруты были восстановлены.



Выдержка из протокола № 21 заседания исполнительного комитета Ворошиловградского городского Совета депутатов трудящихся от 20.10.1943 «О восстановлении трамвайного хозяйства в городе»

Основание: Р-693, оп.3, д.1, л.л.228, 234, 235


Выдержка из протокола № 2 заседания исполнительного комитета Ворошиловградского городского Совета депутатов трудящихся от 26.01.1944 «О досрочном пуске трамвая»

Основание: Р-693, оп.3, д.6, л.л.18, 38, 40


Постановление исполкома Ворошиловградского областного Совета депутатов трудящихся (протокол № 6 от 06.03.1944) «О ходе работ по восстановлению и пуску в эксплуатацию трамвая в г. Ворошиловграде»

Основание: Р-693, оп.3, д.3, л.л.52, 52об.


Постановление исполкома Ворошиловградского городского Совета депутатов трудящихся от 25.04.1944 «О пуске первой очереди трамвая»

Основание: Р-693, оп.3, д.10, л.л.117, 119


Обязательное постановление № 5 исполнительного комитета Ворошиловградского городского совета депутатов трудящихся (протокол № 12 от 15.05.1944) «О правилах трамвайного движения»

Основание: Р-693, оп.3, д.2, л.л.43-45


Постановление исполкома Ворошиловградского городского Совета депутатов трудящихся (протокол № 21 от 15.07.1944) «Об оборудовании для пуска трамвая первой очереди»

Основание: Р-693, оп.3, д.13, л.126


Постановление исполкома Ворошиловградского городского Совета депутатов трудящихся «О работе Ворошиловградского трамвая и подготовке к зиме» (ноябрь 1944 года)

Основание: Р-693, оп.3, д.13, л.189



Обязательное постановление исполнительного комитета Ворошиловградского городского совета депутатов трудящихся (протокол № 25 от 01.08.1947) «О правилах пользования трамваем»

Основание: Р-693, оп.3, д.2, л.л.110-114


Обязательное постановление № 3 исполкома Ворошиловградского городского Совета депутатов трудящихся (протокол № 21 от 21.06.1949) «О правилах пользования трамваем»

Основание: Р-693, оп.3, д.2, л.л.155-160


Выдержка из протокола № 34 заседания исполкома Ворошиловградского городского Совета депутатов трудящихся от 08.10.1957 «О режиме работы трамвая»

Основание: Р-693, оп.3, д.276, л.л.59, 69, 70, 81


Выдержка из протокола № 34 заседания исполкома Ворошиловградского городского Совета депутатов трудящихся от 08.10.1957 «Об утверждении списка лиц, подлежащих переселению в связи со строительством трамвайного маршрута по ул. Институтской и ул. Херсонской»

Основание: Р-693, оп.3, д.276, л.л.59, 80, 81


В 1960 году трамваи были переведены на сквозные маршруты, т.е. прямые беспересадочные маршруты. Таким образом, были объединены маршруты № 6 и № 9 в маршрут № 10, в 1961 году – № 1 и № 2 в маршрут № 11



Выдержка из протокола № 32 заседания исполкома Луганского городского Совета депутатов трудящихся от 26.07.1960 «О работе Луганского трамвая за 1-е полугодие 1960 года»

Основание: Р-693, оп.3, д.379, л.л.243, 279-282


Справка о работе Луганского трамвая за первое полугодие 1960 года

Основание: Р-693, оп.3, д.383, л.л.200-210


Выдержка из протокола № 39 заседания исполкома Луганского городского Совета депутатов трудящихся от 20.09.1960 «О переводе работы трамвая г. Луганска на сквозные маршруты»

Основание: Р-693, оп.3, д.380, л.л.43, 45, 46, 54


Выдержка из протокола № 11 заседания исполкома Луганского городского Совета депутатов трудящихся от 27.02.1963 «Об организации трамвайной остановки у стадиона «АВАНГАРД»

Основание: Р-693, оп.3, д.523, л.л.224, 251, 252


В апреле 1965 года было принято решение о сносе некоторых домостроений по улицам Ленина, К.Маркса и Шевченко для строительства трамвайного пути, соединяющего Каменнобродский и Ленинский районы. Идея строительства этого сооружения возникла задолго до войны, так как железнодорожные линии разделили город на две части, которые не имели надежной связи между собой. Усугубляло положение и то, что еще с конца ХІХ века территорию вдоль железной дороги начали занимать промышленные предприятия, которые тоже не давали возможности связать обе части города воедино. Отдельными друг от друга стали и построенные трамвайные линии, образовавшие две автономные системы. Акт государственной комиссии о приемке в эксплуатацию трамвайного пути между Каменнобродским и Ленинским районами был утвержден 28.12.1965. Таким образом, через 30 лет был открыт долгожданный путепровод над магистральной железной дорогой в районе парка им. 1 Мая, который объединил в одну систему обе трамвайные сети – Городскую и Каменнобродскую.



Выдержка из протокола № 11 заседания исполкома Луганского городского Совета депутатов трудящихся от 20.04.1965 «О сносе домостроений под строительство трамвайного пути, соединяющего Каменнобродский и Ленинский районы»

Основание: Р-693, оп.3, д.622, л.л.36, 49, 50, 78


Выдержка из протокола № 27 заседания исполкома Луганского городского Совета депутатов трудящихся от 12.10.1965 «Об организации трамвайных маршрутов в связи с соединением Каменнобродского района с центральной частью города»

Основание: Р-693, оп.3, д.624, л.л.17, 41, 42, 56


Выдержка из протокола № 32 заседания исполкома Луганского городского Совета депутатов трудящихся от 07.12.1965 «Об утверждении оценочных актов стоимости сносимого сада и домостроения по улице К.Маркса № 70 в связи со строительством трамвайного пути»

Основание: Р-693, оп.3, д.624, л.л.207, 250, 252


Выдержка из протокола № 33 заседания Луганского исполкома городского Совета депутатов трудящихся от 28.12.1965 «Об утверждении акта государственной комиссии приемки в эксплуатацию трамвайного пути между Каменнобродским и Ленинским районами»

Основание: Р-693, оп.3, д.624, л.л.271, 288, 306


Мы завершили подборку документов о трамвайном хозяйстве 1965 годом. С тех пор Луганский трамвай пережил как радостные, так и грустные моменты. К сожалению, из-за боевых действий 15 июля 2014 года движение трамваев в Луганске прекратилось. В июне 2015 года были предприняты попытки реанимировать трамвайное движение, но из-за нерентабельности данная идея не увенчалась успехом. Трамваи уснули в старом трамвайном депо…