14 марта 2019 года исполняется 100 лет со дня рождения Тараса Михайловича Рыбаса, советского писателя, судьба которого неразрывно связана с Луганским краем. В преддверии этой даты Государственной архивной службой Луганской Народной Республики на основании документов фонда личного происхождения Тараса Рыбаса, газетного фонда и открытых источников подготовлена онлайн-выставка «Неугасающий свет его души», рассказывающая о жизни и творчестве Тараса Михайловича Рыбаса – писателя, члена НСПУ, заслуженного работника культуры, первого ответственного секретаря Луганской писательской организации с 1965 по 1977 гг.


Тарас Рыбас родился 14 марта 1919 года в Старых Санжарах, Полтавской области, в семье земских работников. Его дед Ипполит Петрович Рыбас был земским гласным (депутатом) и попечителем земского училища, отец Михаил Ипполитович - участником Первой Мировой войны, телеграфистом, комиссаром финансов Старо-Санжарского Совета, потом бухгалтером. Мать Александра Павловна Рыбас (Кислова) была заведующей акушерским пунктом. В 1929 году семья переехала в Донбасс в Боково-Антрацит, который стал ему настоящей родной землёй. В 1937 году Тарас Рыбас окончил среднюю школу и поступил на гидротехнический факультет Новочеркасского инженерно-мелиоративного института. Но учёбу в вузе пришлось оставить. Во время занятия физкультурой Тарас сорвался с колец и получил тяжелую травму спины. Врачи вынесли неутешительный приговор: «Ходить не будет». Прикованность к постели давала много времени для размышлений… Тяжелых, тягостных размышлений над своей судьбой и судьбой других людей. Шли месяцы. Любовь матери, время и сила духа Тараса преодолели недуг. Тяжелый приговор врачей был побеждён. Остались боли в спине, но вернулась возможность ходить. Приходилось носить корсет, без него боли в спине были бы невыносимыми. Колоссальная скромность Тараса Рыбаса не позволяла ему говорить о своей травме, многие люди, в том числе хорошо его знавшие, даже не подозревали о «тайне» его стройной подтянутой фигуры… В 1943 году Тарас Рыбас служил в Старобельской части ПВО. Потом работал литсотрудником Старобельской районной газеты «Колгоспне життя». После переезда в г. Ворошиловград с 1944 по 1959 год работал в газете «Ворошиловградская правда» литсотрудником, заведующим отделом, литературным редактором.


Статьи Тараса Рыбаса в газетах «Колгоспне життя», «Ворошиловградская правда», 1943-1944 гг.

«Боротись за авторитет стінгазет»

Газета «Колгоспне життя», 15.12.1943, № 67 (3649), л.1


«Школьники, выращивайте кур! Учитесь у байдовцев уходу за цыплятами»

Газета «Ворошиловградская правда», 16.06.1944, № 118 (8479), л. 2


«Сократить до минимума потери урожая»

Газета «Ворошиловградская правда», 28.07.1944, № 148 (8509), л. 3


«Совхозы недопустимо затягивают уборку»

Газета «Ворошиловградская правда», 06.08.1944, № 155 (8516), л.1


«У хлібопоставках панує самоплив»

Газета «Ворошиловградская правда», 23.08.1944, № 167 (8528), л. 1


«Хлеб под угрозой порчи»

Газета «Ворошиловградская правда», 29.09.1944, № 193 (8554), л. 1


«Колхозное торжество»

Газета «Ворошиловградская правда», 28.10.1944, № 214 (8575), л. 1


«Почему Старобельский мотороремонтный завод работает плохо»

Газета «Ворошиловградская правда», 12.12.1944, № 244 (8605), л. 2


К обучению в вузе Тарас Рыбас вернулся лишь после завершения Великой Отечественной войны. Но о карьере инженера пришлось забыть, к тому же, длительные размышления о своей судьбе и судьбе человека подталкивали его к другой стезе. Слово, тот самый пушкинский «глагол», загорелось в его груди. В 1945 году он начинает печатать свои очерки и рассказы в областных газетах. В 1952 году Тарас Рыбас завершает обучение на историко-филологическом факультете Луганского педагогического института им. Т. Г. Шевченко. Отныне его судьба будет принадлежать Слову. С 50-х годов Тарас Рыбас работает в Луганском областном издательстве. Как журналист Рыбас ставил перед собой цель предельной точности, объективности в отражении события. Правда и честность им понимались как обязательные качества любого пишущего человека. Но журналистика не давала Рыбасу полного выхода всей творческой энергии. Как думающий человек, Тарас Рыбас видел многие недостатки современного ему общества. Но, увы, многие из этих недостатков были «непечатными» в нашей прессе… Первая книга рассказов Тараса Рыбаса вышла в 1955 году. Называлась она просто и лаконично: «Встречи». Автору было 36 лет, он многое пережил и увидел, и первая книга Рыбаса была вовсе не «пустышкой», как иные дебютные книги. Во «Встречах» Рыбаса мы найдём основные признаки его стиля: краткость и ёмкость описания событий, стремление психологически верно передать внутренний мир персонажей. И ещё – внимание писателя практически целиком обращено на местный донбасский материал. Очевидные художественные достоинства первой книги были замечены, и писатель в 1956 году стал членом Союза писателей СССР.

Письма редакций общественно-политических журналов «Звезда», «Советская Украина», редакционное заключение на рассказы Тараса Рыбаса, 1953-1954 гг.

Р-4194, оп.1. д. 12, лл. 1-4


Биографическая справка, написанная Тарасом Рыбасом, 16 августа 1955 г.

Р-4194, оп.1. д. 19, л. 1


В 1959 году, выходит вторая книга рассказов Тараса Рыбаса «Марийка». Рассказ, давший название сборнику, пожалуй, стал визитной карточкой писателя. Несколькими чертами Рыбас изображает Луганск 1919 года. Скупыми красками обрисован город, но за этой скупостью – красноречивая картина гражданской войны.

В первой половине 60-х годов одна за другой выходят новые книги Тараса Рыбаса: книги очерков «По-коммунистически» (1961) и «Очарованные» (1964), сборник рассказов и повести «Небо будет ясным» (1962). В это время писатель окончательно оставляет журналистику, в которой проработал почти 14 лет, работает в областном издательстве. Люди, близко и хорошо знавшие Т. М. Рыбаса, отмечают его своеобразную притягательность: умный и волевой человек, не позволяющий себе слабость себялюбия, он становился центром притяжения для многих людей.


Фрагменты рукописи рассказа Тараса Рыбаса «Запорожец», без даты

Р-4194, оп.1. д. 8, лл. 64-75


К теме гражданской войны Т. М. Рыбас возвращался неоднократно, посвятив ей пьесу «Живая цепь» и роман «Красный снег». Роман «Красный снег» стал центральным в творчестве Рыбаса. Художественно ярко и документально точно передана жизнь, все мысли, тревоги, надежды простых людей Донбасса, вовлечённых в события назревающей гражданской войны. В 1971 году роман «Красный снег» удостоен премии Союза писателей и ВЦСПС за лучшее произведение рабочей тематики.


Проза Тараса Рыбаса о людях Донбасса. К чему Рыбас обращает свой писательский взор? Об этом легко догадаться, прочитав рассказ «Голос чистых родников». В рассказе привлекает внимание не сюжет, писатель не пытается занять читателя чем-то необычным. Нет, в рассказе акцент поставлен на переживания главного героя, вызванные острым переосмыслением собственной жизни. Герой, человек уже состоявшийся, руководитель крупного угольного предприятия, вынужден вернуться вспять, заглянуть в собственные «родники», начало начал. Как раз то, что необходимо для очищения от черствости, от внутренней червоточины.


Фрагменты рассказа «Голос чистых родников», машинопись с правками автора, без даты

Р-4194, оп.1. д. 6, лл. 1-4


Что же касается второго романа Тараса Рыбаса - «Сын погибшего», то, впервые, пожалуй, в нашей литературе была поднята тема последствий культа личности Сталина. Очень трудно шло это произведение в печать. Несмотря на так называемую первую «оттепель» начала 60-х годов, роман «Сын погибшего» долго боялись печатать. Перестраховывались. Наконец каким-то чудом его осмелилось опубликовать издательство «Донбасс»…


Редакционное заключение К. Светличного о романе Т. Рыбаса «Сын погибшего воина», 15 января 1963 г.

Р-4194, оп.1. д. 23, лл. 1-2


В мае 1965 года было образовано Луганское областное отделение Союза писателей СССР. Тарас Рыбас стал первым руководителем (тогда это называлась «ответственный секретарь») областной писательской организации. Пройти бюрократические тенета, убедить в необходимости создания отдельной областной писательской структуры (до 1965 года писатели Луганщины состояли в Донецкой писательской организации) было не таким простым делом. Тарас Михайлович Рыбас руководил Луганским областным отделением Союза писателей СССР почти 12 лет, до 1977 года. Многие писатели, заставшие то время, вспоминают эти годы как золотой период в луганской литературе. Демократизм и порядочность Рыбаса снискали ему многих поклонников не только на Луганщине, но и далеко за её пределами. Тараса Михайловича знали и киевские, и московские писатели, к его мнению прислушивались.

Рыбас очень внимательно относился к работе с начинающими авторами. Эта работа, которую осуществляли многие и после Рыбаса, осуществлялась им не для галочки, не для отвода глаз. Нет, сам Т. М. Рыбас честно и бескорыстно стремился отыскать, поддержать, помочь начинающим талантам. Одна из учениц Тараса Рыбаса, поэт Татьяна Дейнегина вспоминала о своеобразном испытании «молчанием», которому подвергал приходящих к нему молодых и начинающих авторов Рыбас. Заключалось это испытание в том, что Тарас Михайлович просил начинающего автора на определённый срок (неделя и больше) воздержаться от написания художественных строк. Достаточно простое задание можно было считать пройденным, если испытуемый его… проваливал. Да, никакой запрет, даже от авторитетного лица, не может остановить стремления писать. Тишина будет прервана. Под чутким руководством Тараса Рыбаса «выросло» много литераторов и журналистов прошлого века. И Владислав Титов, и поэты Анатолий Романенко и Александр Лебединский, и прозаики Леонид Коломойцев и Вениамин Мальцев, а также автор превосходных романов о Древней Руси — Валерий Полуйко, всем им Тарас Михайлович помог, поддержал в нужную минуту. Когда у прозаика и поэта Ивана Мельниченко произошли некоторые трудности, Тарас Михайлович помог и приютил его. Жена писателя, Ирина Петровна, преподаватель русского языка и литературы, вспоминала, как он однажды принес домой стопку бумаг с какими-то немыслимыми каракулями. Оказалось, что это написал, держа карандаш зубами, безрукий шахтер Владислав Титов. Тарас Михайлович сделал все возможное и даже невозможное, чтобы его повесть «Всем смертям назло» была опубликована: привез рукопись в Москву, передал члену редколлегии журнала «Юность», писательнице Марии Прилежаевой, и они вдвоем убедили главного редактора этого журнала Бориса Полевого напечатать повесть. В пору всяческих унижений и оскорблений в адрес романа «Собор» Олеся Гончара в большинстве городов нашей страны, Тарас Михайлович сделал, все чтобы авторские поэтические вечера в Луганске прошли, что называется «на ура!». Ещё одна большая заслуга Т. М. Рыбаса – постепенное возвращение имени и наследия Владимира Ивановича Даля в родной город. Рыбас был одним из тех немногих луганских интеллигентов, которые выступили с инициативой создания мемориального музея В. И. Даля. При жизни Рыбаса открыть музей Даля не получилось, лишь в 80-е годы в Луганске появился музей Казака Луганского, открытый в доме… сохранённом Тарасом Рыбасом. Так получилось, что здание, построенное в начале XIX века на улице Английской и в котором, по распространённой легенде, родился Владимир Даль, к середине 60-х годов находилось под угрозой уничтожения. В те годы оно оказалось бесхозным и могло быть разрушенным. Но луганские писатели прошли многие инстанции и получили этот «домик Даля» для размещения областной писательской организации. Так историческое здание оказалось спасено


Справка ответственного секретаря Луганского отделения союза писателей Украины Т. Рыбаса о творчестве писателей, без даты

Р-4194, оп.1. д. 21, лл. 1-2


Программа литературного вечера писателей Донбасса в МГУ 30 марта 1967 г.

Р-4194, оп.1. д. 20, л. 8


«Чему у Фадеева учатся современники», из речи Тараса Рыбаса на «Фадеевских чтениях», без даты

Р-4194, оп.1. д. 22, л. 1-14


Программа и текст выступления Тараса Рыбаса на своем творческом вечере, без даты

Р-4194, оп.1. д. 20, лл. 1-7


Т. М. Рыбас написал до обидного мало. Стремление оказать поддержку талантливым людям, большая организационная работа, надорванное здоровье – всё это отнимало время, лишало возможности писать в полную силу. Добавим к этому просто поразительную скромность. Он не стремился множить тиражи собственных книг, не стремился заполучить очередную премию или награду, не выпячивал себя. Тарас Рыбас не нуждался в заменителях собственного достоинства. Судьба Тараса Михайловича Рыбаса неразрывно связана с Луганском. Поэт Татьяна Дейнегина отмечала в своих воспоминаниях о Рыбасе, что Луганск был «городом его Призвания и Признания». Он жил в Луганске и служил Луганску. Честно, просто, и память о нём – лучшая награда для писателя. Тараса Михайловича помнят как подлинного Человека, а такой талант встречается куда реже писательского. Одна из улиц города Луганска гордо носит имя Тараса Рыбаса. А на доме, в котором он жил, по адресу ул. Свердлова, 2, в 1979 г. установлена мемориальная доска с текстом: «В этом доме жил и работал известный советский писатель Тарас Рыбас. 1919-1977г.»

Тарас Михайлович Рыбас скончался 12 марта 1977 года, за 2 дня до своего 58-летия, в Полтавской больнице, по пути из Киева в Луганск.


«Тарас Михайлович Рыбас»

Газета «Ворошиловградская правда», 13.03.1977 № 50 (16844), л. 3


«Голос чистых родников»

Газета «Луганская правда», 14.03.2009, № 28 (23121), л. 1, 2


«Спогади про світлу людину»

Газета «Наша газета», 20.03.2014, № 38 (2161)